Культовее культовых
2004/02/14
Нет, это почти безнадежная затея. Само определение \"культовый\" настолько абстрактно, размыто, обтекаемо и, самое главное, субъективно, что пользоваться им следует с максимально возможной осторожностью. Этот коварный термин способен рассорить добрых друзей, привнести раздор в слаженный коллектив и даже повредить (вплоть до бытового травматизма) семейному благополучию. Поэтому, затевая этот разговор, я подчеркиваю - все сказанное дальше как минимум спорно. Впрочем, довольно реверансов.
Некоторые фильмы становятся жанровыми вехами и остаются в истории кинематографа навечно - с этим спорить бессмысленно. Это вовсе не означает, что эти фильмы хороши. Это даже не значит, что сделавшие их режиссеры были новаторами: недаром кто-то явно неглупый заметил, что первые только совершают революции, а прибыли от этого достаются вторым и третьим. Просто некоторые фильмы напрочь въедаются в память и вызывают у публики устойчивые ассоциации, в то время как \"первоисточники\" благополучно забываются. Если вам предложат вспомнить главный боксерский фильм, едва ли вы назовете \"Бешеного быка\" Скорцезе. Вы скажете \"Роки\", и никто не сможет упрекнуть вас в излишне банальном вкусе, просто это - первое (и, чего уж там, единственное), что приходит на ум. Вы можете сколько угодно восторгаться революционностью фильмов Ларса фон Трира - все равно найдется кто-нибудь, кто скажет, что все новации в кинематографе закончились во времена Хичкока. Или Чаплина. Или Орсона Уэллса. Он будет по-своему прав. А начать список (неполный, необязательный и возможно неадекватный) фильмов, безусловно повлиявших на современную кинематографическую картину мира, можно и с ленты
ЧУЖОЙ
(1979 г., реж. Ридли Скотт)
Первый фильм о злонамеренных пришельцах, вселяющихся в тела землян, снял в 1956 году Дон Сигел. Лента называлась \"Вторжение похитителей тел\". Несмотря на статус классики и два ремейка, сейчас о нем помнят только студенты киноинститутов и особо продвинутые синефилы вроде Роберта Родригеса (\"Вторжение\" смотрят и активно обсуждают герои его \"Гонщиков\"). Настоящей же точкой отсчета инопланетной экспансии в мировой кинематограф можно смело назвать \"Чужого\": восьмой пассажир транспортного судна \"Ностромо\" породил невероятное количество клонов. Впрочем, планка по сей день недосягаема, подражатели копошатся в миллионах парсеков от мрачного шедевра.
Смотри еще: \"Нечто\" (1982 г., реж. Джон Карпентер), \"Сквозь горизонт\" (1997 г., реж. Пол Андерсон), \"Левиафан\" (1989 г., реж. Джордж П. Косматос).
48 ЧАСОВ
(1982 г., реж. Уолтер Хилл)
Черный воришка, белый коп сначала испытывают друг к другу взаимную неприязнь, затем приглядываются с интересом, после становятся верными друзьями. Эта схема, блестяще введенная в эксплуатацию Уолтером Хиллом, менялась в деталях (черный чемпион, белый шпион; черный коп, белый уголовник, оба копы) и иногда в цветах (черный коп, желтый коп), но оставалась неизменной в главном - грамотном балансе между экшном и комедией. Любопытно, что после \"48 часов\" Эдди Мерфи пытался войти в ту же реку трижды (это если не считать сиквелов), но без Ника Нолта и Уолтера Хилла результат получался по большей части плачевным.
Смотри еще: \"Я - шпион\" (2002 г., реж. Бетти Томас), \"Шоутайм\" (2002 г., реж. Том Дэй), \"Час пик\" (1998 г., реж. Бретт Ратнер).
БУЛЬВАРНОЕ ЧТИВО
(1994 г., реж. Квентин Тарантино)
Говорить о том, что \"Бульварное чтиво\" оказало влияние на кинематографические тенденции 90-х, все равно, что доказывать родство Пиноккио и Буратино: было время, когда умение плясать твист и делать массаж ступни было обязательным для всякого бешеного пса. Оно же спровоцировало небывалое засилье так называемых \"парадоксальных бандитов\" в русском криминальном кино. Нет ничего удивительного в том, что вся (за редкими исключениями) посттарантиновская pulp-продукция слиплась в один безликий ком. Спереть у Тарантино ретро-саунд, береты \"Kengol\" и хромую хронологию, конечно, можно. Позаимствовать (хотя бы немного) таланта, увы, нельзя.
Смотри еще: \"Мама не горюй\" (1998 г., реж. Максим Пежемский), \"Пальцы веером\" (1999 г. реж. Грегор Джордан), почти весь Гай Ричи.
НА ИГЛЕ
(1996 г., реж. Дэнни Бойл)
Отечественные видеопираты называли Дэнни Бойла английским Тарантино задолго до того, как этот ярлык прилип к Гаю Ричи. Сравнение - более чем натянутое, Бойл - сам себе режиссер, а его экранизация бестселлера Ирвина Уэлша - главный наркотрип мирового кинематографа. Отныне всякий приход визуализируется в рвано-клиповой манере, с непременным крупным планом расширяющегося зрачка.
Смотри еще: \"Под кайфом\" (2002 г., реж. Джонас Акерлунд), \"В отрыв\" (1999 г., реж. Джастин Керриган).
БЕЗУМНЫЙ МАКС - 2
(1981 г., реж. Джордж Миллер)
Если в фильме взрывают, расплющивают и сталкивают лбами транспортные средства, значит этот фильм неизбежно будут сравнивать со второй частью культовой (пока еще) трилогии. Миллер не только чрезвычайно преуспел в истреблении машин, он сумел предложить публике визуальный ряд, узнаваемый буквально с полукадра. К примеру, оттуда вчистую содран клип \"Wild Boys\" Duran Duran.
Смотри еще: \"Стальной рассвет\" (1987 г., реж. Лэнс Хул), \"Водный мир\" (1995 г., реж. Кевин Костнер и Кевин Рейнольдс), \"Берегись автомобиля\" (шутка).
МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ
(1991 г., реж. Джонатан Дэмм)
Знаю, знаю. Обремененный непомерным IQ и хорошими манерами маньяк, который отчаянно хочет, чтобы его поймали и потому играет с тупоголовыми копами в интеллектуальные кошки-мышки - все это было и до того, как доктор Лектер явил миру всю прелесть каннибализма. Но Лектер стал главным популяризатором этого образа. Он сделал работу серийного убийцы не только увлекательной, но и хорошо оплачиваемой. Кроме того, фильм Дэмма подготовил плацдарм для куда более удачных лент - таких, как \"Семь\" Дэвида Финчера. Впрочем, тут я сморозил очевидную глупость. Таких как \"Семь\" пока нет и, похоже, не предвидится.
Смотри еще: \"Копия убийства\" (1995 г., реж. Джон Эмил), \"Коллекционер костей\" (1999 г., реж. Филлип Нойс), \"Целуйте девушек\" (1997 г., реж. Гэри Фледэр).
МАТРИЦА
(1999 г., реж. Энди и Ларри Вачовски)
Свистите, пули! Развевайтесь, плащи! Никогда еще антиутопия не вызывала столь прочных ассоциаций с модной фотосессией в глянцевом журнале. А какие ботиночки! А очки! А хореография! Когда на экранах появились левитирующие тигры и драконы Энга Ли, фанаты Киану Ривза углядели там влияние \"Матрицы\", отказываясь верить в то, что это Вачовски изучали какого-нибудь \"Хон-Гиль-Дона - парня со свирелью\", а не наоборот.
Смотри еще: \"Эквилибриум\" (2002 г., реж. Курт Виммер).
ПОСЛЕДНИЙ ДЕВСТВЕННИК АМЕРИКИ
(1982 г., реж. Боуз Дэвидсон)
Те, кто застал эпоху расцвета видеосалонов, наверняка помнят общественный резонанс, связанный с показом доисторических комедий о подростках, тщетно пытающихся потерять свою распроклятую девственность. \"Последний девственник Америки\" - всего лишь пример, с теми же основаниями здесь могли бы быть \"Частные уроки\" или \"Горячая жевательная резинка\" или \"Ох уж эта наука\" - что из них представляет большую ценность для истории уже не разобрать. Зато по прошествии без малого 22 лет можно сделать однозначный вывод: американский тинейджер стал более изобретательным. Во всяком случае, яблочных пирогов я в \"Частных уроках\" не припомню.
Смотри еще: \"Американский пирог\" (1999 г., реж. Пол и Крис Вайц), \"Американская свадьба\" (2003 г., реж. Джесс Дилан), \"Перекрестки\" (2002 г., реж. Тамра Дэвис).
Андрей Зимоглядов
ГАЗЕТА САЛОН
ГАЗЕТА САЛОН
Перепечатка только с прямой ссылкой на Новости кино
|
|