11 друзей Джексона
2004/03/04
Странное дело. Чем больше \"Оскаров\" сыплется на чью-нибудь голову, тем острее желание высказать в адрес этой самой головы какую-нибудь гадость. \"Оскары\", обрушившиеся в этом году на Питера Джексона, - сродни Кольцу. Это ноша, налагающая на своего владельца особенные обязательства и придающая ему особенный статус. Эта прелес-с-с-сть в самых достойных из нас способна пробудить зловредного и завистливого Голлума.
Ситуация с третьим \"Властелином\" напоминает известный анекдот о вреде алкоголизма: я все понимаю, взяли ящик-другой, но напиваться-то зачем? И еще советский мультипликационный трип, где не вполне адекватные удав и слоненок выясняли, что такое куча.
11 \"Оскаров\" - это определенно куча. А \"Оскары\", наваленные количеством, которое можно охарактеризовать словом \"куча\", автоматически обесцениваются. У публики может сформироваться ощущение, что земные \"Оскары\" - легкодоступны, из-за этого церемония теряет свой первоначальный смысл.
Для Американской киноакадемии сорить \"Оскарами\" в одностороннем порядке - давняя традиция. Определившись с фаворитом, она, как правило, не скупится на номинации и призы. И нередко достигает обратного эффекта. В 1998 году одно лишь название \"Титаник\" вызывало мощнейшую аллергическую реакцию только потому, что не выдержавший веса 11 \"Оскаров\" Камерон объявил себя королем мира. Что-то подобное, хотя и не в таких мифических пропорциях, происходило с \"Английским пациентом\" и \"Влюбленным Шекспиром\".
Кстати, о \"Титанике\". Киноакадемия - сама по себе айсберг. Красная ковровая дорожка, благодарственные спичи, бриллианты и прочий американский блеск - это надводная его часть. В мутной водице меркантильных соображений и политических интриг - подлинные причины тех или иных решений. Бросьте, сейчас даже дети знают, что \"Оскаров\" раздают не за качество фильмов или исполненных ролей. Тим Роббинс, к примеру, уже успел наябедничать журналистам, что \"Оскар\" за роль в \"Мистической реке\" стал для него полнейшим сюрпризом. Роббинс, известный своими выступлениями с критикой в адрес внешней политики США, якобы ощущал давление накануне церемонии. И был уверен, что \"Оскар\" ему не дадут из соображений политкорректности. \"Оскар\", как известно, дали. Что, разумеется, не значит, будто академиков не заботят соображения политкорректности. Просто не дать \"Оскар\" политически некорректному персонажу - политически некорректный поступок.
В конкретном же случае с лентой Питера Джексона лично мне видится три причины, спровоцировавшие столь грандиозный оскаропад:
- У киноакадемиков - позднее зажигание. Что называется, \"прощелкав\" первую и лучшую часть трилогии, они набросились на третью. И таким образом реабилитировались в собственных глазах.
- Зрители предпочитают тактической борьбе зрелищные нокауты. Наличие явного фаворита, оставляющего остальных претендентов далеко позади, благотворно сказывается на рейтинге телетрансляции.
- Надпись \"11 премий Киноакадемии США\" или \"Рекордное количество \"Оскаров\" поможет продать не одно и не два переиздания на видео и DVD.
Что касается самой церемонии, опасения продюсеров оказались напрасными: никто не устраивал на сцене кинотеатра \"Кодак\" сеансов стриптиза и не зачитывал оттуда антивоенных манифестов. Главным провокатором вечера в связи с этим придется считать Блэйка Эдвардса. 82-летний ветеран-комедиограф промчался мимо представлявшего его Джима Керри на инвалидной коляске и скрылся (вместе с почетным \"Оскаром\" за вклад в кинематограф) в пыли и руинах бутафорской стены. \"Вот почему они просили нас приходить на репетиции\", - объяснил Керри оторопевшему залу.
Вообще, в сравнении с предыдущими шоу \"Оскар-2004\" получился неожиданно непафосным мероприятием. Сдержанный (а местами и попросту скучный) конферанс Билли Кристала, скромные (по меркам церемонии) декорации, умеренные по части спецэффектов и пиротехники музыкальные номера, на удивление вменяемые спичи. В этом году академики приложили немало усилий для создания прецедентов: самая молодая номинантка в категории \"Главная женская роль\" (ей стала 14-летняя актриса из Австралии Кейша Касл-Хьюз), первая американка (София Коппола), номинированная на \"Оскар\" за режиссуру. Однако главный прецедент нынешней церемонии заключается в том, что ни один из победителей не закатил со сцены истерики в духе Хэлл Берри. Впервые за долгие годы на оскар-шоу присутствовала иллюзия какой-никакой функциональности.
Чарлайз Терон, чья роль в ленте \"Монстр\" была признана лучшей, долго не могла развернуть свою шпаргалку, а вернувшись на свое место в зале, громогласно сокрушалась по поводу того, что \"только сейчас вспомнила всех тех людей, которых нужно было поблагодарить\". София Коппола (выигравшая лишь приз за сценарий \"Издержек перевода\") и Шон Пенн (\"Оскар\" за главную мужскую роль в ленте \"Мистическая река\") забыли карточки со своими именами (их по голливудским обычаям полагается помещать под стекло и бережно хранить) и были остановлены более опытными коллегами. Тим Роббинс, произнесший со сцены сбивчивую и малопонятную тираду о \"внутренних демонах\" его героя, прогалопировал в направлении пресс-центра, где был пойман охраной. \"Я только хотел пойти домой\", - растерянно повторял Роббинс, когда секьюрити передавали беднягу в сильные руки Сюзан Сарандон. Билли Кристал так распалился во время исполнения комических куплетов, что вспрыгнул на колени Клинта Иствуда. Но ни одной полноценной истерики этим вечером в \"Кодаке\" так и не состоялось.
Авторство самой искренней благодарственной речи принадлежало создателям ленты \"Нашествие варваров\", выигравшей приз в категории \"Лучший неанглоязычный фильм\". Находчивые канадцы не стали говорить \"спасибо\" родителям и Богу, они адресовали благодарность Питеру Джексону - за то, что он не номинировался в этой категории.
Убедительней же прочих выглядела Джулия Робертс. Дважды оскаровской номинантке и обладательнице \"Оскара-2001\" выпал печальный жребий вспомнить о потерях года - это традиционный аттракцион церемонии. Джулия не только без запинки произнесла \"Кэтрин Хэпберн\", но еще и пыталась шутить - настолько искрометно, что в зале надолго повисла гнетущая тишина, и экс-Эрин Брокович пришлось самой разразиться заливистым ржанием. \"Где же здесь убедительность?\" - спросите вы. Помилуйте. Джулия - живое доказательство того, что потеря - действительно невосполнима.
Андрей Зимоглядов
"Занесло?"
Перепечатка только с прямой ссылкой на Новости кино
|
|