Над законом
2004/03/28
Сейчас даже дети дошкольного возраста понимают, что Голливуд - хорошо отлаженный конвейер, настроенный не столько на производство грез, сколько на выпечку кассовых шлягеров. Всякий продюсер заинтересован в том, чтобы его фильм как можно дольше продержался в бокс-офисе - это, разумеется, тоже не новость. Для того чтобы состряпать типовой блокбастер, не нужно изобретать колесо - рецепты успеха давно выверены до самых незначительных деталей и придерживаться их следует с максимальной щепетильностью. Фильмейкер, рассчитывающий на успех, обязан укротить воображение и вооружиться пыльным лекалом, выручавшим еще какого-нибудь Орсона Уэллса.
Этот процесс был бы безнадежно скучным, если бы не одно \"но\". Время от времени голливудская машина дает сбой. И извергает из своего нутра нестандартных (с коммерческой точки зрения) уродцев, делающих такую кассу, что и Джерри Брукхаймеру впору рыдать от зависти. Последний из них - \"Страсти Христовы\" и сейчас на первой строчке бокс-офиса. Гибсон, за пять дней собравший денег больше, чем (за такое же время) Питер Джексон с третьим \"Властелином колец\", наверняка станет объектом для подражания. Его опыт будут изучать голливудские аналитики и студенты киноинститутов. Однако позаимствовать у Гибсона схему успеха им вряд ли удастся, поскольку никакой схемы у него не было. В том, что \"Страсти Христовы\" оказались в числе кассовых лидеров, явно замешана такая неанализируемая составная, как удача. Удача редкая. И все же \"Страсти\" - не первый и наверняка не последний фильм, сумевший выйти за рамки законов индустрии.
Страсти Христовы/The Passion of the Christ (2003 г., режиссер Мэл Гибсон)
Сейчас, когда \"Страсти Христовы\" собрали в американском прокате 263 миллиона долларов, представьте, находятся умники, которые думают, что этот успех был просчитан уже на стадии написания сценария. Как же! Потенциальные инвесторы и студии-мейджоры распихивали друг друга локтями, чтобы профинансировать экранизацию библейского сюжета на арамейском языке.
Чтобы понять природу этого финансового чуда, нужно восстановить хронологию событий. Мэл Гибсон объявляет о своем намерении снять ленту \"Страсти Христовы\" на собственной студии \"Icon\". Скромный 30-миллионный бюджет, Джеймс Кавьезель в качестве главного хэд-лайнера шоу. Почти сразу после начала съемок в прессе появляется информация о том, что фильм у Гибсона получается слишком кровавым и еретическим. Гибсон и его партнеры устраивают тестовые просмотры для представителей церкви. Некоторые из них благословляют отважного режиссера. Некоторые призывают паству к бойкоту. Общественный резонанс, подогреваемый СМИ, нарастает подобно снежному кому. Гибсона обвиняют в пропаганде насилия. И в искажении библейского текста. И в антисемитизме.
В дискуссию вступает тяжелая артиллерия: в таблоидах появляется информация о том, что Папа, посмотрев фильм, изрек: \"Это есть, как это было\". Официальный Ватикан выступает с опровержением: \"Папа не говорил: \"Это есть, как это было\", Папа просто поперхнулся\". За премьерный уик-энд лента собирает более 80 миллионов. Жительница штата Канзас склеивает ласты вскоре после сеанса, во время которого она почувствовала недомогание. Начинается совсем уж неприличный и дурнопахнущий ажиотаж.
Гибсона и Кавьезеля атакуют религиозные фанатики, они поливают их кровью ягненка, что сказывается на сборах самых благотворным образом.
Очень может быть, что услуги фанатиков и кровь ягненка оплачивались из бюджета \"Icon\". Промоутеры несомненно приложили руку к развитию событий. Однако я совершенно уверен (можете считать меня патологически наивным) - о сравнениях с \"Властелином колец\" изначально никто даже не помышлял.
Ведьма Блэйр/The Blair Witch Project (1999 г., режиссеры Дэниел Майрик и Эдуардо Санчес)
Равно как и создатели \"Ведьмы Блэйр\" не рассчитывали на то, что их лента окупится (только в американском кинопрокате) примерно четыре тысячи раз. Причина столь дивного уровня рентабельности заключается, конечно же, в легковерности американцев, которые приняли историю о фильммейкерах-документалистах, сгинувшивших в лесах Мэриленда, за чистую монету. Продюсеры ленты не стали рекламировать трехгрошовый хоррор на биг-бордах и глянцевых страницах, они атаковали Интернет. Несколько толково сработанных сайтов (с якобы настоящими полицейскими протоколами и якобы документальным трейлером) сделали свое дело - нация ринулась в кассы, чтобы посмотреть на живую ведьму из Беркеттсвилля.
Моя большая греческая свадьба/My Big Fat Greek Wedding (2002 г., Режиссер Джоэл Цвик)
Однажды жена Тома Хэнкса - Рита Уилсон, имеющая греческие корни, побывала на одноименном моноспектакле гречанки Нии Вардалос. Она и предложила мужу стать продюсером киноверсии, в которой собиралась исполнить одну из ролей. Хэнкс согласился.
Поскольку никто не питал насчет ленты никаких иллюзий, она вышла в ограниченный прокат в 8 кинотеатрах. Через несколько месяцев фильм демонстрировался на 445 экранах - оказалось, что в Америке много больших греческих диаспор. Затем число залов перевалило за тысячу: греки заразили своей активностью остальных. Простецкая мелодрама о гречанке, которая пытается выйти замуж не за грека, чем сильно нервирует родственников, собрала 241 миллион долларов. А стоила - всего 5.
Очень страшное кино/Scary Movie (2000 г., режиссер Кинен Айвори Уэйнс)
\"Очень страшное кино\" - очень смешная пародия, что, само по себе - не помеха кассовым сборам. Однако специфика гэгов здесь такова, что термин \"сортирный юмор\" кажется явным эвфемизмом. Смерть от удара членом в ухо, бритье лобковых волос бензопилой - такого не позволяли себе даже братья Фаррелли в лучшие свои годы. Несмотря на строжайший ограничительный рейтинг, лента сделала впечатляющую кассу (почти 157 миллионов при бюджете в 19) и стала одним из самых жизнеспособных брендов компании \"Dimension\". В слогане первой части было написано: \"Никаких сиквелов\". Сиквел вышел под девизом: \"Мы врали!\". Сиквел сиквела пригласили снимать самого Дэвида Цукера. Он же уже работает и над сиквелом сиквела сиквела.
Бешеные псы/Reservoir Dogs (1992 г. Режиссер Квентин Тарантино)
Когда сотрудник видеомагазина и начинающий фильммейкер Квентин Тарантино приступал к съемкам \"Бешеных псов\", у него не было даже 35 тысяч, которыми располагали Майрик и Санчес. Каким-то образом он сумел уговорить Харви Кейтела (по официальной версии, Харви просто понравился сценарий) не только сыграть одну из ключевых ролей, но и профинансировать проект. Кейтел отстегнул 1.2 миллиона и не пожалел. Нет смысла повторять, что \"Бешеные псы\" стали жанровой вехой, точкой отсчета в криминальном кинематографе и прочую надоевшую (хотя и не перестающую быть правдой) бла-бла-бла. Куда интересней вспомнить тот факт, что \"жанровая веха\" и \"отправная точка\" собрала в американском прокате меньше трех миллионов долларов. Скорее всего, мы бы вообще не услышали о \"Бешеных псах\", если бы через два года Квентин не наскреб еще 8 миллионов на другой безнадежный проект - \"Бульварное чтиво\".
Андрей Зимоглядов
ГАЗЕТА САЛОН
Перепечатка только с прямой ссылкой на Новости кино
|
|