Человек из прошлого века
2004/01/26
В одном из сумрачных закулисных тоннелей Оперного появляется коренастая фигура. Она бойко, на манер ветряной мельницы при шквальном ветре, размахивает руками. Совершенно бесшумно. Она неотвратимо надвигается на нас - бежать некуда. Когда незнакомец выходит на свет, на нем становятся различимы щегольской френч с погонами и потрепанные временем джинсы. В тот же момент он начинает неистово вращаться волчком, выписывая невообразимые па и что-то бормоча себе под нос. В этом калейдоскопе телодвижений нам удается опознать пришельца. Это Александр Филиппенко. Уже через секунд десять весь кураж сходит на нет. Через пару минут Филиппенко сидит в гримерке и уверяет, что внимательно нас слушает. По всему видно, что не врет.
- Складывается ощущение, что вы - человек другой эпохи. Ваши пристрастия, джаз, классическая литература... Похоже, в этом времени вам не слишком уютно.
- Так и есть, я себя ощущаю человеком прошлого века.
- Прошлого - в смысле 20-го? Или все-таки 19-го?
- Нет, 20-го. И русский театр закончил свое существование со смертью Ефремова. Советский театр... Все это ушло. Мы присутствуем при движении истории, вот и все.
- Но это движение вам, по крайней мере, интересно?
- Пока не очень. Эмтивишная культура - это все-таки не мое.
- А вы считаете, что 21 век - это MTV?
- Ну для простоты общения. Скажем так, MTV с элементами \"Пятого элемента\". И этого еще... \"Особого мнения\", да? С Томом Крузом. Идет движение какое-то, и можно попытаться себя в этом движении найти. Сейчас, кстати, возрождается кое-что. Литературные вечера, вот, собирают полные залы.
- Прошлое иногда занятно пересекается с будущим в настоящем. К примеру, вам не приходилось читать книгу из Интернета?
- Однажды мне срочно понадобились два рассказа Брэдбери. Я написал дочери список. Чтобы она пошла в читальный зал Дома актера, где у меня знакомый директор, который, может быть, разрешит взять на ночь книжку... Она говорит: \"Папа, минуту можешь подождать?\" Зашла в Интернет, вынула эти рассказы, на принтере распечатала. И я поехал с ними работать. Очень удобно.
- Кстати, об эмтивишной культуре. Четыре года назад вы говорили, что \"IFK\" - это выпуск паров, мужская эмансипация и ничего больше...
- Совершенно верно!
- Сейчас, когда в газетах можно прочесть что-то вроде \"Александр Филиппенко - это папа Паштета\", ваше мнение не изменилось?
- Нет, поменялась только сама группа. Теперь название произносится \"фак\", только в конце \"q\". \"F.A.Q.\" - аббревиатура, означающая в Интернете \"наиболее часто задаваемые вопросы\". Они ведь тоже стремительно развиваются. Сейчас ведь и \"старые\" молодые группы есть, понимаете? Уследить важно, чем зритель дышит. И театр тоже должен быть впереди всех на полколеса. А сейчас впереди - это в основном свет, костюмы, звук. Как у Жванецкого - \"Свет, звук, писк - это все есть. Вкуса пока нет. Но над этим работают\".
- Раньше, когда темп жизни не был настолько высоким, актеру приходилось идти к славе долго. А сейчас есть масса способов катализировать этот процесс. Снялся в экранизации какого-нибудь культового писателя, и ты уже актуален. Это не менее честно?
- Каждому овощу свое время. Нет, я не вижу в этом никакого...
- Подвоха?
- Подвох в том, что это, как правило, случается с молодыми. И это сильный удар, если завтра о них забудут. Очень важно лунку свою найти в этой стремительно развивающейся жизни. И самое худшее - это сидеть на кухне, все вокруг ругать и ничего не делать.
- Но искушение порой слишком велико...
- Да, но тогда на кухонном столе ничего не будет.
- Существует стереотип, что Филиппенко - большой мастер злодейского образа. Тем более, что галерея злодеев недавно пополнилась ролью Ленина...
- (с плохо скрываемым удовольствием) Да!..
- Когда вы видите хорошего актера в злодейском амплуа, вы ему сочувствуете?
- В американском кино это обычно не столько злодеи, сколько активные такие ребята, одержимые какой-нибудь идеей. Это интересно, конечно.
- И этот образ захватывает?
- Ну, не то чтобы я хотел что-нибудь такое повторить.
- Я имею в виду, если ребята грабят банк, вам хочется, чтобы у них все получилось?
- Ну конечно! Но ведь чем хороши все эти \"Бригады\" - это ведь все из другой жизни. Я вспоминаю такой эпизод. Сдавали фильм (тогда кино нужно было \"сдавать\") \"Экипаж\". В комиссии сидел представитель КБ Ильюшина, который сказал: \"Все неправда, но как интересно!\" Вот и сейчас - смотришь какой-нибудь фильм и понимаешь - это не про меня.
- Говорят, что играя злодеев, легче сделать карьеру актера. Злодеи всегда симпатичны, а добродетель - скучна. Это правда?
- Да, в общем, я разделяю это мнение. Но это необязательно. Вот, кстати, насчет злодеев. Буквально только что так случилось, что я садился в поезд на Курском вокзале. В идущий поезд. Дверь была закрыта, я проводнику как гаркнул: \"Открой дверь!\" Он открыл, говорит: \"Билет давай!\" Я бросаю сумку в вагон. Он: \"Билет!!!\" А поезд уже идет. И женщина какая-то говорит: \"Вот так и вы в \"Визите к Минотавру\": \"Цап-царап, ваш билетик!\"
- Одно из самых сильны джазовых впечатлений для меня - это концерт в нашей филармонии (года четыре назад), когда вы выскочили на сцену и, выталкивая оттуда Кондакова и Голощекина...
- Ну (радостно смеется), так уж и выталкивая!
- Говоря эмтивишным языком, было видно, как вас колбасит...
- Ну драйв это еще называется, драйв. Нету драйфа - нету лайфа, да?
- Как вам вообще удается усидеть на своем месте?
- Хороший вопрос. В Москве есть джаз-кафе, так вот там почему-то не танцуют. Как в Питере у Голощекина в свое время - развели консерваторию какую-то! И здесь то же самое: смотрю, дамочка сидит, молодой человек рядом... Ну разучились танцевать, что делать? Я когда могу - танцую. Хотелось бы, конечно, чтобы были джазовые клубы, где те, кому за сорок, танцевали бы - с пузами, но танцевали под диксиленд.
- Джаз - элитарная музыка? Или так говорят слушающие его снобы?
- Может быть, сейчас действительно элитарная. Джаз ведь разный, очень много нюансов. Есть салонный, танцевальный. Есть для души, для головы. Это прекрасно, что есть Козлов, Бриль, Голощекин, прекрасно, что можно выбирать, куда пойти. Сейчас вот все ходят на мюзиклы...
- Сейчас, наверное, уже не все.
- В общем, это то, о чем мы с вами говорили - нужно угадать, что нужно публике. Я, кстати, тоже хотел бы сделать свою программу в джазовом клубе. Несколько раз пробовал, но пока не очень получается, видимо, я еще недостаточно много думал на эту тему. Посмотрим. В конце концов, все разобьются по интересам. Как это всегда было и есть на Западе. Там есть Бродвей, есть off-Бродвей, есть off-off-Бродвей и так далее.
- Недавно в одной статье я прочитал, что особенная музыкальность черных - это миф. Вы с этим согласны?
- Это как баскетбол.
- В смысле: белые не умеют ни прыгать, ни играть блюзы?
- Да-да-да! Их прерогатива. Я так отвечу на ваш вопрос. Когда снимался фильма \"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты\", мы с Грамматиковым долго спорили, как нам организовать этот первый советский мюзикл. Володя очень вовремя остановился, говорит: \"Александр, ты чувствуешь это изнутри. А на площадке будет 20 человек. Объяснить это нельзя, это нужно чувствовать\". У нас ведь что? Водевиль и оперетта. Куплет, сценка, танчик. Пританцовочка. Недавно сходил на \"Метро\", вот там другое поколение актеров, которое знает и чувствует этот жанр. Мюзикл считается изобретением белых, но это уже другая история.
- Последний вопрос. Кто-то писал, что зима - это смутное, тревожное время, лишенное всякой надежды, а сегодня как раз снег, слякоть и холодно. Все будет плохо? Или все-таки наладится?
- Нет, все будет хорошо, конечно! Все будет хорошо - ничего не будет (заразительно смеется), как говорила одна бабушка.
Андрей Зимоглядов
ГАЗЕТА САЛОН
ГАЗЕТА САЛОН
Перепечатка только с прямой ссылкой на Новости кино
|