Маскарад
2004/02/07
В одном из интервью режиссер Энтони Мингелла - человек явно неглупый и основательный - объяснял мотивацию героя фильма \"Талантливый мистер Рипли\" (как вы, должно быть, помните, этот юноша забил друга веслом, чтобы потом натянуть на себя его жизнь, словно костюм подходящего размера) тем, что в каждом из нас изначально сидит подсознательное стремление быть кем-то другим. Прожить чужую жизнь, а еще лучше - несколько жизней. Или хотя бы подглядеть сквозь замочную скважину, оставшись незамеченным, не узнанным, не пойманным. Поменяться местами. Одурачить окружающих, а если повезет, то и себя самого.
Каждый день, да что там, каждую минуту мы примеряем соответствующие ситуации маски - терзаем лицевые мышцы, складывая их в фальшивую улыбку, ложную заинтересованность или гримасу поддельной озабоченности. Спору нет, наблюдение - чудовищно банальное. Но тем не менее - чистая правда.
Нет ничего удивительного в том, что на киноэкранах толпятся, наступая друг другу на ноги и отпихиваясь локтями, разнообразнейшие мистеры Х. Всех их объединяет привычка носить маски. Но этим сходство, пожалуй, исчерпывается.
ЗОРРО
И блистательному Делону (сыгравшему в 75-м у Дуччо Тессари) и беспомощному Бандерасу (в американском ремейке 98 года) маска была нужна по двум причинам. Во-первых, чтобы избежать петли. А во-вторых, потому что были очень скромными ребятами. Все без исключения Зорро мирового кинематографа помогали униженным и оскорбленным не ради славы - им было довольно копирайта в виде изящного росчерка клинком на ягодицах какой-нибудь мрази.
ЧЕЛОВЕК В ЖЕЛЕЗНОЙ МАСКЕ
Брат Луи XIV - Филипп (человек тоже достаточно скромный) оказался в маске из-за своего высокого происхождения. Злые люди запаяли беднягу в железо, чтобы тот не смог претендовать на престол. Подобно комиксу про Зорро, книга Дюма выдержала не один десяток экранизаций. В 1998 году свою трактовку представил публике американец Рэндалл Уоллас. ДиКаприо, просидевший по прихоти Уолласа в маске достаточно долго, выбрался из нее розовощеким и пышущим здоровьем. Что, в общем-то, понятно. Отзывчивая публика простит фильммейкерам любую сценарную дичь. А вот бородатого ДиКаприо - никогда.
МАЙКЛ МАЙЕРС
Маньяк из сериала \"Хеллоуин\" (не путать с актером, игравшим Остина Пауэрса) потрошил встречных-поперечных в простой белой маске, в общем, напоминающей лицо. Нужно полагать, таким образом Карпентер усиливает ассоциации с равнодушным фатумом, карающим без объяснения причин и без каких-либо эмоций. Оно и правильно. Застывший лик смерти - пострашнее клыков и обожженного носа.
ДЖЕЙСОН УОРХИЗ
Знаменитый дебил, которого утопили в Кристальном озере злые дети, выбрал (после всплытия) для образа мстителя хоккейную маску. Едва ли героя \"Пятницы, 13\" можно заподозрить в излишнем пижонстве или стремлении произвести на свои жертвы больший пугательный эффект. Поскольку Джейсон утонул дебилом, нет оснований предполагать, что он восстал из мертвых доктором философских наук. Полагаю, все значительно проще. Может быть, те же злые дети просто не брали его в хоккейную команду.
АЛХИМИК
У убийцы по прозвищу Алхимик (из цифрового шедевра Питофа) вместо лица - зеркало. Пытаясь заглянуть в глаза вселенскому Злу, жертва видит себя: черты искажены нечеловеческим ужасом, рот распахнут в последнем безмолвном вопле, короче говоря, тот еще Видок. Впрочем, Алхимик - не тот, кем кажется пугливым парижанам. Зеркальная поверхность - всего лишь маска, ей прикрывается вполне вменяемый и даже рациональный юноша. Ну разве что слишком увлеченный идеей добыть эликсир вечной молодости из крови убиенных девственниц.
ЛОКИ
Бог озорства Локи (даром что родом из Норвегии) обладает совсем не скандинавским темпераментом и экстремально своеобразным чувством юмора. Прикинувшись маской (в одноименной ленте Чака Расселла), он утрирует черты своего владельца практически до комиксного предела, вытаскивая на поверхность подсознания подлинную сущность. Тихоню и скромника, в котором дремлет разудалый повеса, Локи превращает в неотразимого шоумена. Мелкого пакостника делает феерическим подонком. Любопытно, что будет, попади маска Локи в руки латентного гомосексуалиста?
РЕЗИНОВАЯ СМЕРТЬ
Маска, под которой скрывался сводный хор маниаков из полупародийной трилогии Уэса Крэйвена \"Крик\", выбрана не случайно. В фильме, который претендует на фундаментальное исследование законов жанра, где убийцы и жертвы наперебой цитируют триллер-классику, а из каждой щели так и прет синефильская заумь, маска не может быть простецким потрошительным аксессуаром. Думаете, случайно маска из фильма \"Крик\" так похожа на персонажа картины Эдварда Мунка \"Крик\"?
В ленте братьев Уэйнс \"Очень страшное кино\" та же маска служит иллюстрацией для гиперболы \"умереть от смеха\".
ГАННИБАЛ ЛЕКТЕР
Едва ли доктор Лектер - гурман, меломан, смотритель Флорентийской библиотеки - нашел свой намордник произведением искусства. Однако когда речь идет о фантастическом аппетите и слишком уж нетрадиционных гастрономических пристрастиях, эстетической стороной можно пренебречь в угоду функциональности. Как известно, намордник не помешал Энтони Хопкинсу съесть мозги Рэя Лиотты и лицо Гари Олдмена. Зато мировой кинематограф обогатился ярчайшим визуальным образом.
ГИМП
Цепной уродец из тарантиновского \"Бульварного чтива\" (тот, которого нокаутировал Брюс Уиллис, прежде чем зарубить самурайским мечом Зеда) в кожаном мешке с замком-молнией на том месте, где (предположительно) находится рот, просто ошибся съемочным павильоном. Обычно такие персонажи заняты в порноиндустрии. Примерно так выглядел главный перверт в \"8 ММ\" Джоэла Шумахера. Примерно таких героев можно обнаружить по всему спектру трехиксовой продукции - от снафф-фильмов до безобидного софт-порно.
В чем тут подвох? Возможно, кое-кто находит притягательным оттенок анонимности, который черная кожаная маска придает происходящему на экране процессу. И еще эта молния. Как в том анекдоте: \"Чем ты это сказал?\"
Андрей Зимоглядов
ГАЗЕТА САЛОН
ГАЗЕТА САЛОН
Перепечатка только с прямой ссылкой на Новости кино
|
|